КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХРУСТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХРУСТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Как делают хрусталь

Привычное стекло изготавливается путем сплавления кварцевого песка с окислами различных металлов. Для получения хрусталя в стеклянную массу добавляют свинец. От обычного стекла хрусталь отличается более сильным блеском и высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему играет всеми цветами радуги. Удивительное свойство хрусталя в том, что он, сохраняя особую прочность, поддается огранке. Содержание свинца в изделиях Гусевского хрустального завода составляет 24%.

Привычное стекло изготавливается путем сплавления кварцевого песка с окислами различных металлов. Для получения хрусталя в стеклянную массу добавляют свинец. От обычного стекла хрусталь отличается более сильным блеском и высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему играет всеми цветами радуги. Удивительное свойство хрусталя в том, что он, сохраняя особую прочность, поддается огранке. Содержание свинца в изделиях Гусевского хрустального завода составляет 24%.

Производство хрустальных изделий
Взаимодействие мастеров формовщика и наборщика хрустальной массы

Для создания цветного хрусталя используют различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. Использование окислов различных металлов позволяет добиться впечатляющего разнообразия оттенков цветовой гаммы (янтарный, розовый, лавандовый, бирюзовый, дымчатый, васильковый). Оттенки каждого цвета в определенный год варки могут быть более или менее насыщенными, что придает изделиям из хрусталя уникальность не только в процессе изготовления, но и в процессе варки цветного хрусталя. В производстве завода находится более 25 цветов и оттенков, однако из-за трудоемкости и особенностей процесса производства каждый год заваривается не более 4–5 оттенков.

Для создания цветного хрусталя используют различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. Использование окислов различных металлов позволяет добиться впечатляющего разнообразия оттенков цветовой гаммы (янтарный, розовый, лавандовый, бирюзовый, дымчатый, васильковый). Оттенки каждого цвета в определенный год варки могут быть более или менее насыщенными, что придает изделиям из хрусталя уникальность не только в процессе изготовления, но и в процессе варки цветного хрусталя. В производстве завода находится более 25 цветов и оттенков, однако из-за трудоемкости и особенностей процесса производства каждый год заваривается не более 4–5 оттенков.

Изготовление хрустального коня
Придание хрустальной массе формы готового изделия

У печей, в которых варится хрустальная масса, работают выдувальщики, наборщики, прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки набирается капля раскаленного хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. Мастер-наборщик использует наборную трубку. С ее помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит ее мастеру-прессовальщику, который управляет пресс-формой. Некоторые изделия, при особом мастерстве, выполняются в «гутной» технике методом свободного выдувания. Тогда же, после выдувания, мастерами изделию придаются формы без использования пресс-форм, исключительно вручную.

У печей, в которых варится хрустальная масса, работают выдувальщики, наборщики, прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки набирается капля раскаленного хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. Мастер-наборщик использует наборную трубку. С ее помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит ее мастеру-прессовальщику, который управляет пресс-формой. Некоторые изделия, при особом мастерстве, выполняются в «гутной» технике методом свободного выдувания. Тогда же, после выдувания, мастерами изделию придаются формы без использования пресс-форм, исключительно вручную.

Отжиг хрусталя
Подготовка изделия к отжигу

После того как изделие выдувается, и ему придается определенная форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, производится измерение толщины слоя стекла.

После того как изделие выдувается, и ему придается определенная форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, производится измерение толщины слоя стекла.

Огранка хрустального изделия
Ручная огранка готового изделия

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала художники производства наносят разметку будущего рисунка, затем изделие помещается на конвейер и «идет» от мастера к мастеру для нанесения алмазной грани, начиная с самого большого абразивного круга, заканчивая самым малым. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подается вода. После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершении изделие снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала художники производства наносят разметку будущего рисунка, затем изделие помещается на конвейер и «идет» от мастера к мастеру для нанесения алмазной грани, начиная с самого большого абразивного круга, заканчивая самым малым. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подается вода. После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершении изделие снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают.

Создание хрустального коня
Проверка готового изделия, маркировка, упаковка

Самые распространенные техники декорирования хрусталя: «гравировка» – неглубокий матовый рисунок; «огранка» – широкая полированная грань; «резьба» – глубокие бороздки, при пересечении которых возникает сетка (т. н. алмазная грань); «шлифовка».

За более чем 270 лет своего развития хрустальное производство России стало мировым культурным наследием. Термин «мальцовский хрусталь» – синоним не только качества, но и высокого художественного достоинства изделий. Крупнейшие российские музеи, такие как «Московский Кремль», «Исторический музей», «Государственный Эрмитаж», а также коллекционеры по всему миру регулярно пополняют свои коллекции.

Самые распространенные техники декорирования хрусталя: «гравировка» – неглубокий матовый рисунок; «огранка» – широкая полированная грань; «резьба» – глубокие бороздки, при пересечении которых возникает сетка (т. н. алмазная грань); «шлифовка».

За более чем 270 лет своего развития хрустальное производство России стало мировым культурным наследием. Термин «мальцовский хрусталь» – синоним не только качества, но и высокого художественного достоинства изделий. Крупнейшие российские музеи, такие как «Московский Кремль», «Исторический музей», «Государственный Эрмитаж», а также коллекционеры по всему миру регулярно пополняют свои коллекции.

Выдув и придание формы
Нанесение разметки
Огранка готового изделия