Привычное стекло изготавливается путем сплавления кварцевого песка с окислами различных металлов. Для получения хрусталя в стеклянную массу добавляют свинец. От обычного стекла хрусталь отличается более сильным блеском и высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему играет всеми цветами радуги. Удивительное свойство хрусталя в том, что он, сохраняя особую прочность, поддается огранке. Содержание свинца в изделиях Гусевского хрустального завода составляет 24%.
Привычное стекло изготавливается путем сплавления кварцевого песка с окислами различных металлов. Для получения хрусталя в стеклянную массу добавляют свинец. От обычного стекла хрусталь отличается более сильным блеском и высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему играет всеми цветами радуги. Удивительное свойство хрусталя в том, что он, сохраняя особую прочность, поддается огранке. Содержание свинца в изделиях Гусевского хрустального завода составляет 24%.
Для создания цветного хрусталя используют различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. Использование окислов различных металлов позволяет добиться впечатляющего разнообразия оттенков цветовой гаммы (янтарный, розовый, лавандовый, бирюзовый, дымчатый, васильковый). Оттенки каждого цвета в определенный год варки могут быть более или менее насыщенными, что придает изделиям из хрусталя уникальность не только в процессе изготовления, но и в процессе варки цветного хрусталя. В производстве завода находится более 25 цветов и оттенков, однако из-за трудоемкости и особенностей процесса производства каждый год заваривается не более 4–5 оттенков.
Для создания цветного хрусталя используют различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. Использование окислов различных металлов позволяет добиться впечатляющего разнообразия оттенков цветовой гаммы (янтарный, розовый, лавандовый, бирюзовый, дымчатый, васильковый). Оттенки каждого цвета в определенный год варки могут быть более или менее насыщенными, что придает изделиям из хрусталя уникальность не только в процессе изготовления, но и в процессе варки цветного хрусталя. В производстве завода находится более 25 цветов и оттенков, однако из-за трудоемкости и особенностей процесса производства каждый год заваривается не более 4–5 оттенков.
У печей, в которых варится хрустальная масса, работают выдувальщики, наборщики, прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки набирается капля раскаленного хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. Мастер-наборщик использует наборную трубку. С ее помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит ее мастеру-прессовальщику, который управляет пресс-формой. Некоторые изделия, при особом мастерстве, выполняются в «гутной» технике методом свободного выдувания. Тогда же, после выдувания, мастерами изделию придаются формы без использования пресс-форм, исключительно вручную.
У печей, в которых варится хрустальная масса, работают выдувальщики, наборщики, прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки набирается капля раскаленного хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. Мастер-наборщик использует наборную трубку. С ее помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит ее мастеру-прессовальщику, который управляет пресс-формой. Некоторые изделия, при особом мастерстве, выполняются в «гутной» технике методом свободного выдувания. Тогда же, после выдувания, мастерами изделию придаются формы без использования пресс-форм, исключительно вручную.
После того как изделие выдувается, и ему придается определенная форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, производится измерение толщины слоя стекла.
После того как изделие выдувается, и ему придается определенная форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, производится измерение толщины слоя стекла.
Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала художники производства наносят разметку будущего рисунка, затем изделие помещается на конвейер и «идет» от мастера к мастеру для нанесения алмазной грани, начиная с самого большого абразивного круга, заканчивая самым малым. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подается вода. После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершении изделие снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают.
Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала художники производства наносят разметку будущего рисунка, затем изделие помещается на конвейер и «идет» от мастера к мастеру для нанесения алмазной грани, начиная с самого большого абразивного круга, заканчивая самым малым. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подается вода. После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершении изделие снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают.
Самые распространенные техники декорирования хрусталя: «гравировка» – неглубокий матовый рисунок; «огранка» – широкая полированная грань; «резьба» – глубокие бороздки, при пересечении которых возникает сетка (т. н. алмазная грань); «шлифовка».
За более чем 270 лет своего развития хрустальное производство России стало мировым культурным наследием. Термин «мальцовский хрусталь» – синоним не только качества, но и высокого художественного достоинства изделий. Крупнейшие российские музеи, такие как «Московский Кремль», «Исторический музей», «Государственный Эрмитаж», а также коллекционеры по всему миру регулярно пополняют свои коллекции.
Самые распространенные техники декорирования хрусталя: «гравировка» – неглубокий матовый рисунок; «огранка» – широкая полированная грань; «резьба» – глубокие бороздки, при пересечении которых возникает сетка (т. н. алмазная грань); «шлифовка».
За более чем 270 лет своего развития хрустальное производство России стало мировым культурным наследием. Термин «мальцовский хрусталь» – синоним не только качества, но и высокого художественного достоинства изделий. Крупнейшие российские музеи, такие как «Московский Кремль», «Исторический музей», «Государственный Эрмитаж», а также коллекционеры по всему миру регулярно пополняют свои коллекции.